(поэты о кино) Что такое кино? Это чудесный, волшебный мир, заставляющий нас забыть слякоть, скуку, проблемы. Этот мир приглашает нас в страну добра, света, надежды и радости. В кино мы смеёмся и плачем, любим и верим. А что такое поэзия? Это удивительный мир чувств, эмоций, переживаний. Настоящая поэзия нас возвышает, окрыляет, делает светлее, чище, добрее. Две стихии, два мира: поэзия и кино – живут с нами рядом, доступны нам, в наше непростое, жёсткое и жестокое время очень нужны нам. Особенно нужно это молодым людям, только что вступающим в жизнь. Для старшеклассников и студентов пишем мы эту статью. В ней мы попытаемся соединить эти две стихии, два этих мира. Мы подберём стихи о кино, с помощью поэзии мы познакомимся с историей кино, благодаря поэзии и кино мы ещё раз поговорим о главных проблемах нашей жизни. Начнём мы со стихотворения Ю. Левитанского. Посмотрите, как выразительны стихотворные строки этого поэта, как подходят к нашей теме. «Это город. Ещё рано. Полусумрак, полусвет. / А потом на крышах солнце, а на стенах ещё нет. / А потом в стене внезапно загорается окно. / Возникает звук рояля. Начинается кино». Родство двух стихий, пробуждающих душу человека, Ю. Левитанский подчеркнул даже названиями. Сборник называется «Кинематограф», а первое стихотворение -«Вступление в книгу». Стихи Левитанского изумительны, их запоминаешь сразу, у них своя интонация, они музыкальны, они грустны, мудры и красивы. В самом деле, наша жизнь, как чёрно-белое кино, чёрное чередуется с белым: чёрное – обиды и злость, белое – надежды и любовь – и всё это рядом. Но мы забежали вперёд. В самом начале наше кино было не только чёрно-белым, но и немым. Тогда кино было женского рода, называлось «фильма». Вот от «фильмы» к «фильму» мы и пойдём сегодня. Начнём со стихотворения О. Мандельштама, оно называется «Кинематограф». «Кинематограф. Три скамейки./ Сантиментальная горячка./ Аристократка и богачка / В сетях соперницы-злодейки». Чувствуется, что Мандельштам посмеивается над банальными сюжетами немого кино, но приметы этого немого кино он описывает точно: безумная любовь, побочный сын графа, соперница-злодейка, нелепый финал. Для Саши Чёрного кинематограф – это яд, который впитывает толпа. «А внизу за гривенник волшебный новый яд - / Серьёзная толпа застыла пред экраном: / «карнавал в Венеции», « любовник под диваном»: / Шуршат подсолнухи, вздыхают и кряхтят. / Мальчишки прильнули к щёлкам забора». (Уездный город Болхов», 1914 г). Пишет о новом чуде – кинематографе и В. Набоков. Правда, он решительно отказывается признавать кинематографическое искусство, не находит поэт в нём ни правды, ни гармонии, ни ума. Реальный мир, считает Набоков, не имеет ничего общего с этой выдумкой, с этим «световым балаганом». «О, да! Прекрасны гонки, водопады, / вращение зеркальной темноты. / Но вымысел? Гармонии услада? / Ума полёт? О, Муза, где же ты?» («Кинематограф», 1928 г.) В отличие от Набокова, В. Брюсов всерьёз оценил кинематограф, поэт всю мировую историю человечества представил «как мировой кинематограф». «В безмерном зале мировых преданий / Проходят призраки былых империй, / Как ряд картин на световом экране». («Мировой кинематограф», 1918, г). Брюсова завораживает чередование масштабных мировых «быстрых картин». А вот Н. Асеев сопоставляет с кино саму жизнь и пишет об этом целую поэму «Королева экрана». В поэме рисуется фантастическая картина: механик заболел, киноаппарат обезумел, начался пожар. «Но мне не больна эта рана - / Царапина из-за угла,- / Лишь ты б королевой экрана / сумела стать и смогла». В. Иванов в «Римском дневнике» вообще рассказывает о «загробном кинематографе»! Поэты 2-ой половины 20 века более реалистичны. У Н. Заболоцкого усталая женщина идёт в кино за утешением: «Бесконечно людское терпенье, / если в сердце не гаснет любовь». («В кино», 1954 г.) Л. Мартынов знакомит нас с музыкальным фильмом. Многие поэты после Великой Отечественной войны поэты вспоминают своё довоенное детство. К. Симонов рассказывает, как в 13 лет смотрел немое кино, его показывали на заштопанном экране. («Кино в Рязани», май 1941), Е. Винокуров тоже вспоминает немое кино, он рассуждает о его специфике, о том, что здесь кричат без звуков и слов. «У сильных чувств – молчание основа». («Немое кино», 1961). В памяти А. Тарковского остались комические ленты и клоуны: «Я, как мальчишка, убежал в кино», 70-е годы. О кино пишут С. Орлов, Е. Долматовский, В. Шефнер, Е. Евтушенко, Б Слуцкий, становится очень популярной песня на стихи М. Матусовского со знаменитыми строчками: «Сказку Венского леса я услышал в кино. / Это было недавно, это было давно». Даже такой рафинированный поэт, как И. Бродский, не удержался и признал, что «мы вышли все на свет из кинозала» («Двенадцать сонетов к Марии Стюарт», 1974). Кино стало темой стихотворений для таких разных поэтов, как В. Высоцкий и Б. Ахмадулина, Д. Самойлов и Ю. Ким, А Вознесенский и В. Долина. Для молодого поколения 21 века посещение кинотеатра и просмотр фильма стали делом привычным, заурядным, будничным. Может быть, поэтому стихи современного поэта Б. Рыжего буквально переполнены упоминаниями о походах в кино: «Мы семь раз наблюдали кино про пиратов 20 века», «про 17 мгновений весны», «про лето было кино, про счастье, а не про беду». Интересно, что в 21 веке Б. Рыжий вновь упоминает в стихах старую форму слова «фильм», помните, вначале это слово было женского рода? «И так всем хорошо, как будто завтра, / как в старой фильме, началась война». Но закончить наш краткий обзор мне всё-таки хотелось бы стихами Ю. Левитанского. Ведь именно этот поэт наиболее чётко провёл параллель между жизнью нашей и кино. Напоминаю, что написал он об этом в сборнике «Кинематограф», который открывался «Вступлением в книгу», а заканчивается «Прощанием с книгой». В небольших по объёму стихах сумел Левитанский представить всю историю кино: сначала это «великий немой», потом появляются звуки, но не хватает красок, наконец, чёрно-белое кино становится цветным, панорамным. И мы вдруг понимаем, что жизнь каждого из нас проходит те же этапы: начало, развитие, расцвет, а потом мы уйдём из жизни, кино же останется навсегда. «И очнулся, и качнулся, завертелся шар земной. / Ах, механик, ради бога, что ты делаешь со мной!/ Этот луч, прямой и резкий, эта света полоса / заставляют меня плакать и смеяться два часа, / быть участником событий, пить, любить, идти на дно…/ Жизнь моя, кинематограф, чёрно-белое кино!» Козлова Г.В. Список литературы.
| |
| |
Просмотров: 1529 | |
Всего комментариев: 0 | |